Участники сертификации непосредственно участвуют в процедуре, обеспечивают законность и объективность
К участникам сертификации относят следующие юридические, физические лица и государственные структуры:
- Правительство РФ уполномочено осуществлять государственное регулирование деятельности в области оценки соответствия;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) определено Правительством в качестве Федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в РФ;
- Федеральные органы исполнительной власти, которые выступают в качестве центральных органов сертификации, которые создают обязательную систему сертификации или входят в состав системы ГОСТ Р в качестве подсистемы сертификации по однородной продукции;
- Другие центральные органы добровольной системы сертификации;
- Органы сертификации, имеющие аккредитацию на проведение работ по оценке соответствия в конкретной (обязательной или добровольной) системе сертификации;
- Испытательные лаборатории, имеющие аккредитацию на проведение работ по измерениям и испытаниям, связанным с оценкой соответствия и сбором доказательной базы в конкретной (обязательной или добровольной) системе сертификации;
- Соискатель или заявитель, который обращается в конкретный орган сертификации для проведения работ по оценке соответствия выпускаемой им (или продаваемой) продукции, производства, различных производственных и других процессов, связанных с готовой продукцией или товаром.
Одним из важнейших условий обращения заявителя в орган сертификации является его доверительное отношение к данной структуре. Процесс завоевания авторитета системой сертификации, конкретным органом сертификации или испытательной лабораторией достаточно длительная и ответственная задача.
Значительная часть такой заботы возложена на органы аккредитации, которые осуществляют оценку соответствия органов сертификации и испытательных лабораторий. А также на органы, которые уполномочены осуществлять аттестацию экспертов по оценке соответствия, которые в свою очередь являются важнейшими участниками процедуры сертификации. Таким образом, органы аккредитации и органы аттестации (сертификации экспертов) хоть и не являются непосредственными участниками сертификации, но играют значительную роль в формировании качественной системы сертификации России в целом.
Главный закон об оценке соответствия – ФЗ № 184 «О техническом регулировании» определяет функции участников сертификации.
Правительство РФ уполномочено:
- утверждать законы, и другие законодательные акты при осуществлении технического регулирования в России;
- устанавливать обязательные требования в различных сферах сертификации;
- определять особенности стандартизации;
- определять особенности оценки соответствия;
- утверждать программу разработки Технических регламентов;
- устанавливать порядок регистрации добровольных систем сертификации и определять плату за исполнение данной функции;
- вводить порядок формирования и ведения единого реестра деклараций, сертификатов соответствия;
- назначать знак обращения на рынке, который визуально подтверждает соответствие обязательным требованиям Технических регламентов;
- утверждать списки продукции, которые подлежат таможенному досмотру при вступлении в силу нового Технического регламента и определяет порядок ввоза такой продукции в страну;
- в течение переходного периода (до вступления в илу всех Технических регламентов) ежегодно устанавливать ( корректировать) перечни продукции, на которую распространяется необходимость оформления обязательного сертификата соответствия и декларации о соответствии продукции требованиям российских стандартов;
- назначать органы аккредитации, порядок и критерии аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий;
- назначать национальный орган по стандартизации.
Функции Росстандарта
Функции Росстандарта, одного из основных участников сертификации в качестве Федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, следующие:
- координация деятельности в области сертификации других федеральных органов исполнительной власти. Координация осуществляется в форме соглашения, где регламентируются система сертификации, аккредитующий орган, объекты сертификации и другие аспекты.
- на практике осуществление государственной политики в области оценки соответствия, определение общих правил, рекомендаций по проведению оценки соответствия на территории России;
- подготовка законов и технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;
- ведение государственного реестра систем сертификации и знаков соответствия, существующих в РФ, информирование об этом российскую и международную общественность;
- подготовка к заключению соглашений с международными организациями о взаимном признании результатов оценки соответствия;
- представление в международных организациях по сертификации России в качестве национального органа РФ по оценке соответствия;
- утверждение составов экспертных комиссий по техническому регулированию (персональных) по разработке Технических регламентов и осуществление обеспечения их деятельности.
Центральные органы систем сертификации
Центральные органы систем сертификации являются непременными участниками сертификации в РФ. В качестве таковых в обязательных системах или подсистемах ГОСТ Р могут выступать только федеральные структуры. Так, центральными органами обязательных систем сертификации, в том числе, являются Роспотребнадзор, Росстрой, Министерство связи, МЧС, ФСБ, Ростехнадзор, Российские Морской и Речной, Авиа Регистры и другие. Практически любая федеральная структура имеет зарегистрированную систему сертификации. У Федерального органа существует выбор и право входить в структуру ГОСТ Р или создавать самостоятельную систему сертификации.
Непосредственный участник системы оценки соответствия – центральный орган системы сертификации выполняет следующие функции в соответствии с ФЗ № 184:
- рассматривает жалобы заявителей на неправомерные или неправильные действия испытательных лабораторий и органов по сертификации;
- устанавливает правила, критерии, процедуры в системе;
- организует и координирует работу в системе сертификации;
- федеральная структура создает, как правило, в рамках своей службы орган аккредитации в соответствии с законодательством РФ.
Орган аккредитации создавался в федеральной структуре по той причине, что именно здесь происходит сосредоточение наиболее компетентных кадров в конкретной сфере деятельности. Логично, что оценка соответствия была возложена именно на данные структуры. Но в связи с подписанным Президентом РФ 24 января 2011 года указом о создании единой национальной системы аккредитации, изменится действующее состояние дел в этой области. Функции по аккредитации органов оценки соответствия и сертификационных лабораторий будут переданы из федеральных служб в единый орган аккредитации – вновь создаваемую федеральную службу.
Орган по сертификации
ОС является непосредственным участником сертификации и выполняет следующие функции:
- заключает договоры для проведения измерений испытательными лабораториями, имеющими официальную аккредитацию;
- ведет реестр сертификатов и деклараций, которые были оформлены в ходе оценки соответствия;
- проводит экспертную оценку продукции или других объектов сертификации в зависимости от схемы оценки соответствия;
- оформляет сертификационный документ в зависимости от формы сертификации;
- проводит контроль объектов сертификации в соответствии с выбранной схемой;
- приостанавливает действие сертификата или обращается в суд с заявлением об аннулировании сертификата;
- при отказе в сертификации информирует органы государственного надзора о несоблюдении соискателем требований технических регламентов;
- информирует и консультирует соискателей по вопросам сертификации;
- формирует прайс-лист услуг на основе методики определения стоимости работ, утвержденной Правительством РФ.
Перед началом деятельности орган сертификации, как участник сертификации, доказывает свою состоятельность по осуществлению работ по сертификации в определенной области хозяйственной и производственной деятельности путем подтверждения соответствия требованиям российского законодательства. Наличие Аттестата аккредитации является обязательным условием деятельности данной структуры.
Сертификационная лаборатория
Сертификационная лаборатория является участником сертификации в зависимости от применяемой схемы оценки соответствия. По отдельным схемам сертификации и декларирования заявитель, как участник сертификации, может представить собственную доказательную базу для оформления документа. Но в случае, когда выбрана схема с участием третьего лица – сертификационной лаборатории, то испытательная лаборатория выполняет следующие свои обязанности:
- на условиях договоров с органами по сертификации проводит измерения, испытания, исследования продукции в пределах своей области аккредитации;
- оформляет результаты исследований соответствующими протоколами, на основании которых эксперт сертификационного органа принимает решение об отказе выдаче документа соответствия.
Обеспечение достоверности результатов исследований подтверждается, в том числе, аккредитацией испытательной лаборатории и последующим надзором за ее деятельностью.
Заявитель на оценку соответствия является основным участником сертификации, без которого не нужно было бы создавать систему оценки соответствия. Наряду с другими участниками сертификации, он обладает обязанностями и правами. Он может обращаться в любую систему сертификации и любой орган сертификации, имеющие государственную регистрацию и аккредитацию в требуемой сфере. Он имеет право обращаться в центральный орган системы сертификации и органы аккредитации, если другие участники сертификации нарушили его права или совершили неправомерные действия по отношению к заявителю, как участнику сертификации.
Заявитель должен:
- производить продукцию, соответствующую Техническим регламентам или другим действующим нормативным требованиям;
- реализовать ее только после получения требуемых по закону разрешительных документов;
- показывать сведения о сертификате или декларации соответствия в документации и маркировке продукции;
- в случае приостановки, аннулирования, окончания срока сертификата, предписания органов надзора или сертификационных органов (о несоответствии продукции требованиям ТР) приостанавливать реализацию продукции;
- извещать сертификационный орган об изменениях технологических процессов или вносимых изменениях в техническую документацию, связанную с сертифицированной продукцией.
Участники сертификации государственной системы ГОСТ Р
Первые системы сертификации в России создавались в соответствии с законом РФ . № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг». Так была основана основная государственная система сертификации, которая успешно функционирует на основе Положения о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденного Постановлением Госстандарта России № 11 от 17 марта1998 г.
В отличие от всех других систем сертификации ГОСТ Р имеет дополнительный подуровень, относящийся к участникам сертификации.
Центральный орган системы ГОСТ Р – Росстандарт.
Ему в данной системе подчиняются центральные органы подсистем сертификации однородной продукции, которые созданы соответствующими федеральными структурами.
Технический центр Регистра систем качества, который функционирует на основе ГОСТ Р 40.002-2000, выполняет функцию центрального органа сертификации систем качества и производств в системе ГОСТ Р.
Для координации действий внутри системы сертификации создан Совет Системы ГОСТ Р.
Он состоит из представителей центральных органов подсистем и других участников сертификации.
Сертификационные органы, которые претендуют или выступают как участники сертификации ГОСТ Р, должны исполнять требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, а испытательные лаборатории должны соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000.
Работу в органе по сертификации выполняют специалисты органа, но основным условием является обязательное участие в процедуре оценки соответствия экспертов по сертификации. Они должны иметь аттестацию в Регистре Системы сертификации персонала, который создан Госстандартом РФ.